Казахстанские ученые предлагают применять бокситовый шлам в дорожном строительстве
Казахстанские ученые предложили использовать бокситовый шлам, который является побочным продуктом при производстве алюминия, в качестве материала для строительства автомобильных дорог. Как сообщает центр деловой информации Kapital.kz, Министерство транспорта Республики Казахстан осветило результаты недавних исследований, проведенных специалистами из «КаздорНИИ» и ТОО «Каздоринновация». На экспериментальных участках дорог «Павлодар – Семей – Калбатау» и «Омск – Майкапшагай» был использован бокситовый шлам, и лабораторные испытания показали, что дорожные конструкции на этих участках стали в 2-3 раза прочнее.
Экспериментальные участки данных дорог были установлены 7 и 20 лет назад соответственно, что позволяет оценить долговечность и прочность использования бокситового шлама в условиях длительной эксплуатации. Ученые подчеркивают, что в Казахстане доступны крупные запасы техногенных отходов, подходящих для автодорожных проектов, и они соответствуют существующей нормативной базе.
По словам руководителя управления науки АО «КаздорНИИ», доктора технических наук Кайрата Мухамбеткалиева, широкое использование бокситового шлама и других техногенных отходов в дорожном строительстве может значительно сократить затраты и ускорить темпы создания инфраструктуры, что позволит ежегодно строить до 3-5 тысяч километров новых дорог.
Кроме того, ученые из АО «КаздорНИИ» завершают разработки добавок для самоуплотняющихся бетонных смесей, которые также основаны на техногенных отходах, включая инновационный минеральный порошок для асфальтобетона и пропиточные составы для улучшения качества дорожных покрытий. Таким образом, использование вторичных ресурсов может стать важным шагом не только в экономии, но и в решении проблем с экологией страны.