В Казахстане вдвое вырос объем продажи антибиотиков
На внутреннем рынке Казахстана объем реализации антибиотиков за первое полугодие 2024 года увеличился вдвое, достигнув 41,2 тонны, что эквивалентно продажам за весь предыдущий год. Важную роль в удовлетворении возросшего спроса сыграли зарубежные компании, которые увеличили экспорт в Казахстан в 2,4 раза, добавив 18,2 тонны препаратов по сравнению с прошлым годом. Отечественные производители также нарастили выпуск продукции на 32,1%. Эти данные были представлены ресурсом energyprom.kz.
Повышение объемов продажи антибиотиков в 2024 году связано с восстановлением уровня потребления, наблюдаемого в период пандемии коронавируса, когда продажи достигли более 80 тонн за 2020 год. В 2023 году, напротив, объемы потребления снизились почти в два раза из-за уменьшения заболеваемости COVID-19, гриппом и кишечными инфекциями.
Наибольший рост объемов был обусловлен изменением эпидемиологической обстановки, которая провоцировала спрос на антибактериальные препараты. Согласно Национальному центру общественного здравоохранения, количество случаев менингококковой инфекции в первой половине 2024 года увеличилось в 2,3 раза. Однако, вспышек других инфекционных заболеваний, которые могли бы объяснить столь резкий рост продаж антибиотиков, выявлено не было.
Цены на некоторые из наиболее востребованных антибиотиков также значительно выросли. Например, азитромицин в январе подорожал на 17,9%, а «Флемоксин Солютаб» — на 21,2% в феврале. Рост стоимости этих препаратов держался на высоком уровне в течение восьми месяцев, хотя к концу лета динамика удорожания азитромицина снизилась до 13,6%. Эти данные указывают на более заметное подорожание антибиотиков по сравнению с другими лекарственными средствами, за исключением парацетамола, который подорожал более чем на 30% за год.
По данным аналитической компании Proxima Research International, розничный рынок лекарственных препаратов в Казахстане за первые шесть месяцев 2024 года вырос на 8,1% в натуральном выражении и на 21,6% в денежном. Рост рынка был в основном обусловлен увеличением физического потребления, тогда как в 2023 году рынок рос преимущественно за счет инфляции. Аналитики прогнозируют замедление темпов роста и возможный спад розничных продаж во втором полугодии текущего года.