Территория Казахстана является самым безопасным транзитным путём — Таир Джафарли
Транскаспийский маршрут играет ключевую роль в укреплении транзитного потенциала Казахстана. В среднесрочной перспективе объёмы перевозок по данному коридору могут быть увеличены в пять раз. Об этом заявил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в своём Послании народу «Экономический курс Справедливого Казахстана». Президент подчеркнул необходимость объединения усилий с партнёрскими странами, такими как Китай, Азербайджан, Грузия и Турция.
Таир Джафарли, руководитель Центра геополитических исследований Азербайджана, в интервью детально обсудил перспективы развития транспортно-логистической отрасли Казахстана.
– Господин Джафарли, какие возможности имеются у Казахстана для достижения обозначенной президентом цели по превращению в транспортно-логистическую державу?
– Президент Токаев, будучи прагматиком, правильно оценивает потенциал своей страны и направляет усилия на развитие транспортно-логистических структур. Это позволит Казахстану существенно улучшить свою экономику путём привлечения международных инвестиций и реализации крупных инфраструктурных проектов.
– Какие преимущества транспортных коридоров, проходящих через Казахстан, вы бы выделили?
– Транспортные коридоры «Север — Юг» и «Восток — Запад» сокращают внешнеторговые маршруты, что существенно снижает стоимость перевозок по сравнению с морским путём через Суэцкий канал. Казахстан, расположенный на перекрёстке этих путей, превращается в ведущую транзитную державу.
– Каковы перспективы развития Транскаспийского маршрута?
– Транскаспийский международный транспортный маршрут охватывает Казахстан, Китай, Азербайджан, Грузию, Турцию и Европу. Он позволяет осуществлять контейнерные перевозки по железнодорожному и морскому транспорту. Ожидается, что его пропускная способность может достичь более 10 миллионов тонн в год. Важным будет участие Ирана, что откроет новые маршруты до Индийского океана.
– На какие транспортные проекты Казахстану следует обратить особое внимание?
– Важно развивать коридор «Север-Юг», который открывает новые возможности для создания транспортного хаба в Центральной Азии и Каспийском регионе. Этот коридор позволяет сократить временные и денежные затраты, улучшая сообщение между Россией, Центральной Азией, Ираном и Индией.
– Как восстановление министерства транспорта повлияет на развитие отрасли?
– Создание министерства транспорта позволит более эффективно управлять транспортной и логистической инфраструктурой, необходимой для реализации крупных проектов и увеличения пропускной способности дорог.
– Как вы оцениваете перспективы развития морской инфраструктуры Казахстана?
– Казахстан утвердил Комплексный план развития морской инфраструктуры на 2024-2028 годы, предусматривающий создание транспортно-логистического кластера на базе портов Актау и Курык. Ожидается, что пропускная способность этих портов вырастет на 50%, а контейнерные мощности увеличатся в три раза к 2028 году.
– Какое значение развитие транспортно-логистических проектов оказывает на международный статус Казахстана?
– Развитие транспортно-логистической сферы укрепляет статус Казахстана как ведущего транзитного хаба, особенно в условиях изменившейся геополитической обстановки. Казахстан становится ключевым звеном в международных торговых маршрутах, что усиливает его влияние на мировой арене и делает его территорию самым безопасным транзитным путём.
Развитие транспортно-логистической инфраструктуры Казахстана позволяет республике активно участвовать в международных торговых маршрутах и укреплять свои позиции на мировой арене, превращаясь в один из ведущих транзитных хабов.