Рынок рекламы в Казахстане за год вырос почти вдвое
Рынок рекламных и маркетинговых услуг в Казахстане продемонстрировал значительный скачок в ушедшем году, увеличившись почти в два раза и достигнув рекордного объема в 913,2 млрд тенге, сообщает Бюро национальной статистики. Стабильный рост этой отрасли наблюдался на протяжении последних пяти лет, за исключением 2020 года. В первом квартале текущего года темпы роста не снизились: объём услуг составил 147,8 млрд тенге, что на 45% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Основная часть доходов — 82,1% — пришлась на рекламные агентства, которые заработали 121,3 млрд тенге за три месяца. За размещение рекламы в СМИ заработали только 7,6 млрд тенге, а услуги по исследованию конъюнктуры рынка составили 18,8 млрд тенге. Комиссия экспертов Центрально-Азиатской рекламной ассоциации (ЦАРА) отметила положительное влияние на рост рынка таких факторов, как увеличение ВВП, снижение инфляции и стабилизация реальных заработных плат.
Распределение рекламных бюджетов показывает концентрацию в Алматы, где было оказано 83,3% всех услуг в первом квартале 2024 года. Другие регионы демонстрируют слабое развитие медийной сферы.
В 2023 году интернет занял ведущую позицию среди рекламных каналов, с долей 47% от общего объема инвестиций. Доля телевидения сократилась до 35%, интерес к радио и печатным СМИ также снижается: радио занимает 3%, газеты — 1%. Наибольшую долю среди рекламодателей составляют продуктовые компании, особенно Coca-Cola Almaty Bottlers с 8,2% рынка. В топ-20 компаний включены также производители детского питания, фармацевтические фирмы и мобильный оператор.