Рост экономики Казахстана в 2024 году составит 3,9% — МВФ

Экономика Казахстана в 2024 году прогнозируется к росту на 3,9%, а инфляция снизится до 8,3%, согласно заключительному заявлению миссии Международного валютного фонда по итогам консультаций в соответствии со Статьей IV. Прогнозы текущей экономической активности показывают, что инфляция постепенно снижается, однако этот показатель будет ниже по сравнению с ростом ВВП в 2023 году, который составил 5,1%. На внешний сектор экономики в 2024 году ожидается дефицит счета текущих операций на уровне 1,3% ВВП. Банковская система страны демонстрирует устойчивость на фоне высокого роста кредитования.

По прогнозам на 2025 год, ожидается ускорение экономического роста до 4,8%, чему будет способствовать запуск проекта расширения месторождения Тенгиз и продолжение высоких бюджетных расходов. На среднесрочную перспективу прогнозируется стабилизация роста ненефтяного ВВП на уровне около 3,5% и постепенное снижение инфляции до 5% к 2027-2028 годам. Однако существуют риски ухудшения данных прогнозов, связанные с различными внешними и внутренними факторами.

Денежно-кредитная политика должна оставаться жесткой в ближайшие месяцы. Национальный банк Казахстана продолжит придерживаться осмотрительного подхода к снижению базовой ставки, что помогло уже снизить инфляцию с пиковых значений февраля 2023 года. Однако темпы дезинфляции замедлились, отчасти из-за высоких бюджетных расходов. В будущем ожидается сохранение высокого внутреннего спроса и рост тарифов на коммунальные услуги.

Миссия отметила постоянные усилия властей Казахстана по повышению устойчивости финансового сектора, внедрению новых макропруденциальных инструментов и укреплению полномочий Национального банка. Для обеспечения дальнейшей стабильности необходимо устранить пробелы в данных для оценки уязвимости сектора домашних хозяйств и принять защитные меры против фрагментации регулирования.

Кроме того, требуется внедрение полномасштабной системы урегулирования проблемных банков для ограничения риска санации банков за счет средств государства. Важным аспектом является тесная межведомственная координация и наличие четких механизмов сотрудничества между ключевыми государственными структурами.

Налогово-бюджетная политика требует срочных мер по укреплению основ и повышению доверия. Недостаточное бюджетное планирование и низкие налоговые поступления оказали негативное влияние на бюджетную консолидацию. Отложенное принятие нового Налогового кодекса увеличивает риск дефицита и зависимости от финансирования Национального фонда. Необходимо улучшить макрофискальное прогнозирование и создать независимый фискальный совет для обеспечения более строгого соблюдения бюджетных правил.

Структурные реформы остаются ключевым условием для достижения целей роста. Приоритетными задачами являются сокращение государственной доли в экономике, реструктуризация и приватизация государственных предприятий для стимулирования конкуренции и развития частного сектора. Также необходимо укрепить систему государственного управления, совершенствовать антикоррупционное законодательство и обеспечить независимость судебной системы.

Для перехода к устойчивой экономической модели необходима более комплексная климатическая политика. Повышение внутренних цен на энергоносители и улучшение системы торговли квотами на выбросы должны способствовать снижению уровня выбросов углерода и привлечению инвестиций в возобновляемые источники энергии. Страна также обязана реализовать масштабные меры по адаптации к изменению климата и снижению рисков в финансовом секторе.

Вы пропустили