Потребительская уверенность в РК улучшается четвертый месяц подряд
Июль 2024 года принес позитивные новости всем странам Центральной Азии, особенно Казахстану, где индекс потребительской уверенности (CCI) продолжает расти четвертый месяц подряд. Аналитик Freedom Finance Global Данияр Оразбаев сообщил, что рост CCI в этом месяце составил 0,4 пункта, достигнув отметки в 104,2 пункта, третьего лучшего результата за все время исследования. Умеренное улучшение наблюдалось по всем субиндексам, кроме оценок экономических перспектив на ближайший год, где снижение оказалось в рамках обычных месячных колебаний. В сравнении с июлем прошлого года CCI вырос на 2,7 пункта благодаря улучшению оценок населения касательно экономической ситуации.
Субиндекс изменений личного материального положения за последние 12 месяцев также вырос на 1,1 пункта, достигнув 105,6 пункта. Несмотря на незначительные изменения в доле людей, считающих, что их материальное положение улучшилось (32,4% в июле против 32,8% в июне), заметно увеличилась доля тех, кто дал однозначно положительный ответ – с 11,7% до 13,1%. Наибольший рост позитива зафиксирован в Акмолинской и Актюбинской областях, где доля положительных ответов увеличилась на 8,8 и 7,9 п. п. соответственно. В Западно-Казахстанской области зафиксирован самый высокий уровень оптимистов – 37,8%, тогда как в Жетысуской области доля оптимистов упала до 23,2%.
Субиндекс изменений экономической ситуации по сравнению с июлем прошлого года вырос на 5,6 пункта, достигнув 78,5 пункта в июле 2024 года, повторив лучший результат января. Хотя доля казахстанцев, отмечающих улучшение экономической ситуации, осталась почти неизменной (17,1% против 16,7%), доля отрицательных ответов снизилась с 47,7% до 41,5%. Наилучший прогресс показала Павлодарская область, где доля негативных ответов упала с 55,2% до 41,8%. В Атырауской области доля пессимистов составила 22,7% (выросла на 4,5 п. п. за год), а в Алматы – 52,3%, что значительно выше средних показателей.
Инфляционные оценки жителей Казахстана остались на прежних уровнях: 39,1% жителей отметили значительный рост цен (39% в июне). В годовом сравнении 52,7% респондентов отметили ускоренный рост цен (52% в июне). Инфляционные ожидания выросли более значительно: доля ожидающих сильный рост цен в течение месяца увеличилась с 16% до 17,3%, а в течение следующего года – с 20,9% до 22,2%. Вопрос о росте цен на продукты питания по-прежнему волнует большинство респондентов, особенно категории «Мясо и птица», «Молоко и молочные изделия», «Хлеб и хлебобулочные изделия» и «Овощи и фрукты». Отмечено снижение доли замечающих рост цен на молочные изделия: 30,8% против 33,6% в июне. Также больше людей заметили рост цен на интернет и мобильную связь: услуги сотовой связи подорожали на 11,5%, а доступ к сети – на 6,8%.
Девальвационные ожидания остаются на высоком уровне после июньского ослабления тенге: 56,8% респондентов ожидают ослабление тенге в течение года (56,2% в июне), но в течение месяца этот показатель снизился с 36,9% до 34,3%. Однако этот показатель остается одним из самых высоких за все время исследования. В сравнении с прошлым июлем рост доли пессимистов по этим вопросам составил 4,6 и 5,5 п. п. соответственно.
Аналитик Freedom Finance Global Данияр Оразбаев отметил: «В сравнении с прошлым июлем казахстанцы более оптимистично оценивают улучшение экономической ситуации. Отметим также очередной рост индекса в Кыргызстане, который во второй раз подряд обновил свой рекорд и сохранил прежний отрыв от Узбекистана. У регионального лидера по индексу – Таджикистана – ситуация кардинально изменилась в июле».
Исследования в Казахстане и Узбекистане проводятся ежемесячно с использованием 3600 анкет, в Кыргызстане – 1600, в Таджикистане – 1200, что соразмерно объему населения. Исследования базируются на методологиях, используемых для получения индексов потребительской уверенности во многих странах мира и адаптированы компанией United Research Technologies Group, с использованием телефонных опросов на родных языках респондентов.