На сколько увеличились морские перевозки в Казахстане
В Казахстане объем морских и прибрежных перевозок грузов и багажа за январь-июль 2024 года достиг 1,6 млн тонн, что в 2,1 раза больше по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, сообщает Energyprom.kz. Это значение превышает годовые объемы морских перевозок за последние пять лет и сопоставимо лишь с данными до 2014 года. Грузооборот морского и прибрежного транспорта за первые семь месяцев 2024 года также увеличился в 2,1 раза, достигнув 966 млн тонно-километров, что является самым высоким показателем с 2020 года.
Значительный рост морских перевозок обеспечен, в том числе, благодаря Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ) из Китая в Европу, который включает железнодорожный и морской транспорт. Основную роль в Казахстане играют порты Курык и Актау, где в 2025 году будет введен в эксплуатацию контейнерный хаб мощностью до 300 тыс. ДФЭ. Президент Касым-Жомарт Токаев заявил, что грузопоток по ТМТМ к 2030 году планируется увеличить до 500 тыс. ДФЭ ежегодно. Для сравнения, в 2022 году объем грузопотока по этому маршруту составил 33,6 тыс. ДФЭ.
Несмотря на достижения, объемы перевозок по ТМТМ все еще существенно уступают мировым лидерам. Девять из десяти самых загруженных портов расположены в Азии, из них семь — в Китае. Это свидетельствует о центральной роли Китая в мировой торговле, а также о сдвиге мировых торговых потоков на восток. В 90-х годах прошлого века более 70% азиатского экспорта вывозилось за пределы региона, а контейнеры возвращались в основном пустыми. Сегодня около 60% азиатского экспорта остается внутри региона. Среди самых загруженных портов в мире лидирует Шанхайский порт с объемом 49 млн ДФЭ за 2023 год, за ним следует Сингапурский порт (39 млн ДФЭ), а третье, четвертое и пятое места занимают китайские порты Нинбо-Чжоушань, Шэньчжэнь и Циндао. На шестом месте — южнокорейский Пусан, и единственный порт из неазиатского региона в топ-10 — Роттердам в Нидерландах — замыкает список с объемом 13,4 млн ДФЭ.