Аэропорты затрудняют развитие рынка продажи авиатоплива
**Фото: сайт АЗРК**
Сотрудники Агентства по защите и развитию конкуренции (АЗРК) провели анализ конкуренции на рынке хранения нефтепродуктов, с особым акцентом на авиатопливо. Хранение нефтепродуктов — это временная перевалка топлива для дальнейшей продажи потребителям, и имеет свои технические и административные требования для каждого вида топлива. На рынке хранения авиатоплива доминирующее или монопольное положение занимают аэропорты, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на данные АЗРК.
В ведомстве уточнили, что объемы хранения авиатоплива по годам по республике составили: за 2021 год — 720 тыс. тонн, за 2022 год – 1 057 тыс. тонн, за 2023 год – 1 021 тыс. тонн.
Аэропорты, поставщики нефти, оптовые и розничные реализаторы авиатоплива работают на одном товарном рынке, но доступ к инфраструктуре хранения предоставляется исключительно аэропортами.
«Возможности аэропортов получения дохода от реализации авиационного топлива с посреднической наценкой и монопольное ограничение доступа к инфраструктуре хранения авиационного топлива отрицательно влияют на ценовую конкуренцию при реализации авиатоплива, а также на заинтересованность в развитии аэропортовых услуг», — говорится в сообщении антимонопольного ведомства.
В рамках указа Президента РК «О мерах по либерализации экономики», обладателями ключевой мощности на рынке хранения авиационного топлива признаны следующие аэропорты:
— АО «Әлия Молдағұлова Халықаралық Әуежайы»;
— АО «Международный аэропорт Алматы»;
— АО «Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев»;
— АО «Международный Аэропорт Атырау имени Хиуаз Доспановой»;
— АО «Международный аэропорт «Аулие-Ата»;
— АО «Международный аэропорт «Қостанай имени Ахмета Байтұрсынұлы»;
— АО «Международный аэропорт Актау»;
— АО «Аэропорт Усть-Каменогорск»;
— АО «Авиакомпания Жетысу»;
— АО «Аэропорт «Сары-Арка»;
— АО «Аэропорт «Коркыт Ата»;
— АО «Авиакомпания «Жез-Эйр» (ZHEZAIR);
— АО «Аэропорт Шымкент»;
— АО «Аэропорт Павлодар»;
— ТОО «Международный аэропорт Семей»;
— Филиал АО «Международный аэропорт Н. Назарбаев» – «Аэропорт Кокшетау»;
— ТОО «Turkistan international airport».
Для развития конкуренции и обеспечения равного доступа частных поставщиков нефти к ключевой мощности агентство приступило к разработке соответствующих правил.