Строительство кратчайшей дороги на Иссык-Куль: Казахстан оценивает риски, Кыргызстан готов к реализации
В течение нескольких лет Казахстан и Кыргызстан ведут переговоры о строительстве новой дороги между Алматы и Иссык-Кулем. Обозначается два наиболее перспективных проекта: первый предполагает обход гор на западе и составление длины маршрута в 260 км, второй — строительство дороги через горы на юг.
На первом заседании регионального инвестиционного совета на Иссык-Куле представитель Азиатского банка развития, национальный координатор ЭКАБ (экономического коридора Алматы—Бишкек) Кылычбек Джакыпов озвучил экономические выгоды первого варианта проекта. Согласно отчётным данным 2020 года, Казахстан сможет увеличить ВВП на 31-91 млн долларов в год, Кыргызстан — на 53-194 млн долларов в год.
«Проект позволит создать около половины дополнительных рабочих мест в гостиничном бизнесе в Кыргызстане и 25-35% — в Казахстане», — отметил Джакыпов. Из общей суммы доходов 60% составлят «прямая выгода» за счёт увеличения туристического потока, остальные 40% — «косвенная выгода» благодаря росту спроса на товары и услуги.
Пресс-служба Министерства транспорта Казахстана сообщила редакции Taspanews.kz, что проект пока находится на стадии оценки экономической целесообразности и окупаемости. После завершения всех этапов анализа будет принято окончательное решение. Одним из важнейших вопросов является распределение финансовых затрат между Казахстаном и Кыргызстаном, а также привлечение сторонних инвесторов.
«Финансовая структура проекта будет определена после проведения детального анализа и переговоров, — пояснили в министерстве транспорта. — Эксперты учитывают потенциальные выгоды и риски, разрабатывают меры по оптимизации затрат и привлечению инвесторов. Кроме того, особое внимание уделяется вопросам экологической безопасности».
Если проект будет утверждён, министерство обещает принять все необходимые меры для защиты окружающей среды и экологического состояния вдоль маршрута строительства. Будут внедряться современные технологии для минимизации воздействия на природу, сохранения ландшафта и биоразнообразия региона.
Ожидается, что совместный проект будет способствовать экономическому росту обоих стран и значительно улучшит туристический потенциал региона. Однако пока казахстанские эксперты продолжают оценку всех возможных рисков и выгод, прежде чем приступить к реальной реализации.