Что влияет на кредитную историю и как ее улучшить
Кредитная история представляет собой совокупность данных о долговых обязательствах и финансовом поведении заемщика, играющую важную роль при оценке его кредитоспособности банками и микрофинансовыми организациями. Несмотря на ее значимость, многие граждане начинают уделять внимание своей кредитной истории только после получения отказа в кредитовании. Для исправления испорченной кредитной истории важно избегать услуг посредников, сосредоточившись на самостоятельной работе над восстановлением своего финансового репутации.
Кредитная история выступает как финансовое досье заемщика, содержащее информацию о всех взятых им кредитах, их погашении, возможных просрочках и других финансовых обязательствах. Она позволяет банкам оценивать степень надежности клиента. Например, заемщик, исправно погашающий кредиты без просрочек, получает репутацию ответственного клиента, что может привести к одобрению более крупных займов в будущем. Начиная с сентября 2024 года, в кредитную историю будут включены данные о погашении просроченных задолженностей, что обеспечит еще более полное представление о финансовых привычках клиента.
Проверить свою кредитную историю возможно в Государственном кредитном бюро, Первом кредитном бюро или через портал электронного правительства eGov.kz с использованием ЭЦП. Также это можно сделать в отделениях «Казпочты», подав соответствующее заявление. В свою очередь, банки и МФО обязаны оперативно предоставлять информацию о заявках на кредиты, включая ИИН заемщика, сумму и цель займа, в кредитные бюро, что позволяет кредиторам отслеживать одновременную подачу заявок в разные учреждения.
По законам Казахстана, кредитное бюро обязано хранить данные о кредитной истории гражданина в течение пяти лет после последнего обновления информации. Удаление сведений о просрочках невозможно, но можно исправить технические ошибки в кредитной истории, такие как ошибочно указанная задолженность по закрытому контракту или некорректный статус контракта. При обнаружении таких ошибок, необходимо немедленно обратиться в банк или МФО с подтверждающими документами.
Оспорить неверные данные в кредитной истории можно бесплатно через сайт Fingramota.kz, заполнив специальную форму с указанием ИИН и номера телефона. Обращаться с оспариванием необходимо в течение десяти рабочих дней с момента выдачи кредитного отчета. Этот проект реализован Агентством по регулированию и развитию финансового рынка совместно с Первым кредитным бюро, предоставляя гражданам возможность контролировать точность своей финансовой информации.