Безвозмездные гранты: как получить до 5 млн тенге на бизнес

С 2024 года государственные гранты до 5 млн тенге на запуск и развитие бизнеса предоставляют только социальным предпринимателям и финалистам программы «Одно село – один продукт». В этой статье мы расскажем, какие требования предъявляются к претендентам и какие документы необходимо собрать для получения гранта.

Участники и проект

Ранее действовала Национальная программа развития предпринимательства на 2021–2025 годы, позволявшая начинающим предпринимателям из разных сфер получать до 5 млн тенге. Однако она была признана неэффективной. Предприниматели тратили время и деньги на подготовку заявки, но при этом почти никто грант не получал. Вместо нее принята новая Комплексная программа поддержки предпринимательства с другими правилами. Теперь заявки могут подавать только предприниматели социальным бизнесом и финалисты проекта «Одно село — один продукт». Эти категории имеют больше шансов получить средства.

На что выделяют гранты

Средства выделяются на закупку сырья, материалов, ремонт и покупку нового оборудования, технологий, франшиз, исследовательские работы при соблюдении таких условий:

  1. вложение не менее 20% собственных средств;
  2. целевое расходование бюджета только безналичным способом;
  3. создание новых рабочих мест.

Таким образом, государство стремится увеличить количество предпринимателей и рабочих мест, особенно в селах.

Грант не будет предоставлен, если средства планируется использовать для погашения кредитов, строительства или покупки жилой недвижимости, приобретения земельных участков, выплаты зарплат, аренды, либо для бизнеса, связанного с подакцизной продукцией. Также заявки не принимаются от предпринимателей из черного списка госзакупок, имеющих задолженности по кредитам и налогам, а также тех, кто уже получал госгранты.

Реализация бизнес-проекта должна быть завершена в течение 18 месяцев с момента получения гранта.

Необходимые документы для участия

  • Подтверждение статуса социального предпринимателя или участия в программе «Одно село – один продукт», полученное не ранее 3 лет назад.
  • Сертификат о прохождении курса «Бастау Бизнес», выданный не более 3 лет тому назад.
  • Выписка с расчетного счета ИП. Согласно правилам, на счете должна быть сумма не менее 20% от суммы гранта. Например, при получении гранта на 4 млн тенге, на счете должно быть минимум 800 тыс. тенге.
  • Справка о фактической численности сотрудников, зарегистрированных на enbek.kz, подписанная руководителем и заверенная печатью компании.
  • Бизнес-план с описанием планируемого развития и целей траты средств.
  • Расчеты и прогнозы расходов: перечень покупок, цены и сроки приобретения, удобно составленные в Excel.

Получение сертификата об обучении

Сертификат о завершении курса «Бастау Бизнес» — это обязательное условие для претендентов на грант. Обучение предоставляется бесплатно на платформе Skills Enbek.

    1. Зарегистрируйтесь на портале business.enbek.kz через электронную почту, номер телефона или ЭЦП.
    2. Проверьте свой статус в личном кабинете. Выберите категорию занятости и получите уведомление в кабинете и СМС.
    3. Запишитесь на курс в течение 2 рабочих дней после получения уведомления, иначе проверку придется проходить вновь. Курс включает 12 модулей, после каждого из которых нужно сдать тест. Во время обучения необходимо правильно ответить на 70% вопросов.
    4. После завершения курса проводится финальное тестирование, которое не соответствует ни одному из предыдущих модулей. Вам дается три попытки на сдачу теста. Если вам не удастся сдать тест, вы сможете пройти курс снова в следующем году. Однако, чтобы не терять время, настоятельно рекомендуем отнестись к обучению серьезно, тщательно изучать материал и готовиться к тестированию.

Подготовка к подаче заявки на грант

Расписание подачи заявок для регионов публикуется без предварительных объявлений за 5–7 дней до начала приема. Поэтому важно следить за расписанием самостоятельно. Если вашего региона нет в графике, значит прием заявок для него еще не начался.

Чтобы заявка была подана вовремя, вам нужно заранее подготовить следующие документы:

      1. Бизнес-план проекта;
      2. Финансовые расчеты и прогноз затрат;
      3. Сертификат об окончании курса «Бастау Бизнес».

На составление и подачу справки о численности сотрудников или изменение ОКЭД может уйти два-три дня. Бизнес-план требует внимательного и качественного подхода.

Подача заявки на грант

Регистрация на kezekte.kz

Для регистрации перейдите в раздел «Личный кабинет» и выберите, кто вы: индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Подпишите пользовательское соглашение с помощью ЭЦП, укажите ваш номер телефона и электронную почту, затем введите полученный на почту код и придумайте пароль. Нажмите «Зарегистрироваться».

Подписание пользовательского соглашения

Соглашение находится в левом меню раздела «Гранты».

      1. Нажмите «Отправить SMS» — на ваш номер, зарегистрированный в Базе мобильных граждан, придет сообщение о предоставлении прав к персональным данным. Ответьте на сообщение цифрами «511», затем на экране kezekte.kz нажмите «Далее».
      2. Исправьте данные пользователя и нажмите «Синхронизировать с ГБД ФЛ», затем вернитесь на предыдущую страницу и нажмите «Обновить». Информация будет обновлена автоматически.
      3. Нажмите на «Изменить банковские реквизиты», заполните данные расчетного счета вашего ИП, сохраните изменения и вернитесь на предыдущую страницу. Кликните на «Выбрать» → «Найти», выберите ваш банк и нажмите «Далее».
      4. Поставьте отметку, подтверждая, что вы прочитали соглашение, и подпишите его с помощью ЭЦП.

Создание проекта бизнес-плана

Перейдите в раздел «Гранты на бизнес-идеи» → «Реестр проектов» → «Создать проект». Внимательно заполните все поля, учтите стратегию продвижения, затраты, ожидаемый экономический результат и возможные риски. Проверьте данные и сохраните проект для подачи заявки. Грант и бюджет зависят от вашего бизнес-плана.

Подача заявки

Перейдите в раздел «Гранты на бизнес-идеи» → «Заявки» → «Подать заявку». Заполните данные, основываясь на бизнес-плане. Добавьте банковские реквизиты, прикрепите сохраненный проект и подпишите заявку с помощью ЭЦП. Статус заявки можно увидеть в разделе «Реестр заявок».

Защита вашего проекта

После подачи заявки вам придет сообщение с датой, временем и местом защиты проекта перед комиссией. Вы должны лично присутствовать на защите. Подготовьте презентацию в электронном виде и распечатайте несколько копий на случай непредвиденных обстоятельств.

Выступление должно длиться 5–7 минут. Убедительно изложите свои планы и ожидания — это повлияет на решение комиссии. Вы получите окончательное решение в течение месяца.

В случае одобрения НПП «Атамекен» заключит договор в течение трех дней, а деньги поступят на счет ИП или ТОО через три дня.

Советы для увеличения шансов на получение гранта

Гранты выделяются проектам, с учетом их социальной полезности, конкурентоспособности и готовности к практическому внедрению. Государство стремится поддерживать проекты, которые создают новые рабочие места и помогают жителям сельских районов и социально незащищенным слоям населения улучшить их материальное положение.

Например, жительницы Мангистауской области стали финалистками проекта «Одно село – один продукт», начав перерабатывать овечью и верблюжью шерсть, которую ранее выбрасывали. Это полностью местное сырье, используемое для создания изделий ручной работы – одежды, игрушек и предметов обихода.

Проверка целевого использования средств

Первая проверка проводится в среднем через три месяца после получения гранта. Комиссия оценивает выполнение трех основных условий: целевое использование средств, увеличение штата сотрудников и подачу налоговой документации.

Например, если в финансовом плане указано, что проект будет осуществлен с января по июнь 2024 года, а в марте вы планируете нанять двух сотрудников, то к этому времени они должны быть зарегистрированы на enbek.kz. Если покупка оборудования запланирована на конец второго квартала, оно должно быть поставлено в июне.

Комиссия будет проверять, соответствуют ли расходы целям, указанным в бизнес-плане, фотографируя покупки и запрашивая копии документов, подтверждающих эти расходы:

      • договор купли-продажи;
      • счет на оплату;
      • платежное поручение;
      • электронная счет-фактура;
      • накладная или акт выполненных работ.

Важно делать копии всех документов и хранить оригиналы у себя. Также рекомендуется подготовить акт приема-передачи документов и передавать их строго по акту.

Что следует помнить

Категорически запрещается снимать наличные средства с расчетного счета. Все расходы должны быть оплачены безналично с вашего ИП или ТОО, чтобы подтвердить их целесообразность.

Случается, что деньги нужно вернуть государству: если не удалось освоить бюджет в срок, если изменилась цена или товар отсутствует. В таких случаях необходимо письменно уведомить об этом и дождаться указаний от государства о дальнейших действиях с остатком средств.

Любые расходы, не предусмотренные в бизнес-плане, требуют письменного согласования с акиматом. Лишь после получения ответа можно распоряжаться деньгами. В случае отказа от расхода, деньги возвращаются государству на указанный транзитный счет. Платежное поручение, подтверждающее возврат, следует распечатать и приложить к другим документам в качестве доказательства, что средства не были израсходованы на другие цели.

Вы пропустили