Адильжан Джайлаганов: Энергетике нужна цифровая революция

Инженер-энергетик,
технический эксперт, магистрант совместной программы Школы бизнеса им. Маршалла
и Школы инженерии им. Витерби Университета Южной Калифорнии рассказал, как
большие данные и цифровизация делают энергетику устойчивой. За
первое полугодие 2024 года в Казахстане было произведено 60,449 млрд кВтч
электроэнергии при потреблении 60,169 млрд кВтч, сообщается на официальном
сайте премьер-министра республики. Несмотря на то, что показатели
свидетельствуют о стабильности работы электросетевой инфраструктуры страны,
перед властями стоит задача модернизировать существующие энергообъекты. Для
финансирования этих планов в рамках программы «Тариф в обмен на инвестиции»
предусмотрено увеличение годового лимита возвратных инвестиций с 32 млрд тенге
до 428 млрд тенге. Энергетический сектор Казахстана является краеугольным камнем
национальной экономики, обеспечивая около 17% ВВП и около 70% экспортных
доходов, приводит данные эксперт по техническому
обслуживанию энергооборудования, высококвалифицированный инженер-энергетик Адильжан Джайлаганов.
Однако, говорит эксперт, уровень технического обслуживания в энергетической
отрасли отстает от мировых стандартов. Для того, чтобы решить эту проблему,
энергетик разработал собственный метод техобслуживания энергообъектов, который
показал свою эффективность в одном из ключевых проектов Казахстана –
месторождении «Тенгиз», в подготовке которого участвует ТОО «Тенгизшевройл»
(ТШО). В интервью Адильжан Джайлаганов поделился своей методикой
и рассказал о самых эффективных решениях в техническом обслуживании
энергообъектов крупнейших промышленных предприятий.  – Адильжан, в чем заключаются
основные сложности в техобслуживании энергообъектов в Казахстане? –
По большому счету сложность у нас одна – устаревшая инфраструктура. Например,
многие тепловые электростанции Казахстана были построены в советское время,
около 50% этих объектов сейчас старше 30 лет. Доля незапланированных простоев
оборудования на них составляет 10-15% ежегодно. Это значительно выше по
сравнению с передовой мировой практикой, где незапланированные простои занимают
не более 5%. Тенгизское и Карачаганакское месторождения, хотя и являются одними
из самых продуктивных в стране, также сталкиваются с проблемами технического
обслуживания из-за старения критически важного оборудования. Его средний
возраст превышает 20 лет, что вызывает беспокойство, учитывая, что отраслевой
стандарт часто рекомендует капитальный ремонт или замену после 15-20 лет
эксплуатации. Стареющая инфраструктура приводит к росту расходов на техническое
обслуживание: в нашей стране они могут составлять 20-30% от общих
эксплуатационных расходов (OPEX) против среднемирового значения в 10-15%. – Вы знаете характеристики
практически всех видов энергетического оборудования – от газовых и паровых
турбин до дизельных генераторов и энергооборудования котельных, компрессорных,
насосных, водоочистительных станций. Есть ли что-то общее в техобслуживании
таких разных машин? –
Действительно, за мою карьеру я, можно сказать, руками изучил практически все
поколения энергооборудования в нашей стране. Как специалист я вырос в АО
«ЖайыкТеплоЭнерго», за что благодарен моим бывшим коллегам. Будучи ведущим инженером производственно-технического отдела, занимался ремонтными программами основного и
вспомогательного оборудования теплоэлектростанции (ТЭЦ), а также современного
газотурбинного блока Hitachi, интегрированного в общий производственный процесс
станции. В компании Caspian Offshore Construction Realty Group, на
месторождении «Тенгиз», в качестве инженера-механика по эксплуатации и
техническому обслуживанию курировал одновременно более 120 объектов – как
производственных, так и систем жизнеобеспечения. А участвуя в Проекте Будущего
Расширения компании Тенгизшевройл (ТШО), имел возможность поработать со
сложными современными энергетическими установками и вентиляционным
оборудованием последнего поколения. Каждая система уникальна, а общее в их
техобслуживании – это системность, то есть постоянный мониторинг оборудования,
анализ ключевых показателей и предиктивная аналитика, регулярный сервис,
стандартизация процессов, управление резервом запчастей и комплектующих. Все
это лежит в основе технического обслуживания практически любого энергетического
оборудования. – Вы смогли избежать
незапланированных расходов компании «Тенгизшевройл» (ТШО) в 110 млн тенге, организовав оперативный
ремонт энергооборудования в ускоренном режиме. В чем заключались основные
вызовы? –
Да, на проекте будущего расширения (ПБР) «Тенгизшевройл» возникла сложная
ситуация: примерно на трети воздушных приточно-вытяжных установок на
нефтепромысловых объектах сгорели нагреватели. Воздушные установки обеспечивают
вентиляцию на полевых объектах ТШО. Согласно требованиям безопасности Chevron и
ТШО, с любого объекта, где температура остается несоответствующей стандартам
более шести часов, персонал должен быть эвакуирован до восстановления работы
системы. Учитывая экстремальные температуры на нефтяном месторождении «Тенгиз»,
которые летом могут достигать +60°C, а зимой опускаться до -25°C, данная проблема
представляла существенную угрозу для безопасности людей на объекте, поэтому
восстановление полной работоспособности вентиляционных установок было жизненно
важно для продолжения проекта. Также имелись и другие препятствия:
например,  отсутствие необходимых
запасных частей на казахстанском рынке, в связи с чем пришлось налаживать новые
цепочки поставок из-за рубежа. В дополнение ко всему, в мире все еще
действовали карантинные ограничения в связи с COVID-19, что существенно замедляло
процесс поставки материалов. – Вам удалось не только
предотвратить эвакуацию персонала, но даже избежать простоя объекта. Ваша работа
была отмечена бронзовой медалью ТШО «За вклад в развитие Проекта будущего расширения (ПБР)». Что оказалось ключевым фактором
успеха? –
Их было несколько. Во-первых, тщательный анализ первопричин, они оказались
связаны с неисправной автоматикой и неправильными электрическими соединениями,
что и привело к перегоранию нагревателей. Мы оперативно устранили эти причины.
Во-вторых, широкие контакты в профессиональной среде: благодаря им удалось
оперативно закупить в Турции экспериментальную партию нагревателей, ранее не
представленных на рынке Казахстана. Мы проверили их на совместимость, избежали
лишних затрат на сумму более 110 млн тенге и обеспечили необходимый
резерв запасных частей. – Можно сказать, что вы ввели новых
игроков на казахстанский рынок, что повысило устойчивость сектора
энергетического оборудования и комплектующих. Что еще стоит изменить в
техобслуживании в энергетике, чтобы вывести его на новый уровень? – Для качественного технического обслуживания оборудования в
энергетическом секторе необходимо оцифровать объекты путем внедрения
IoT-устройств для сбора данных о состоянии оборудования в реальном времени.
Нужно проводить постоянный анализ полученной информации с помощью
машинного обучения для предсказания возможных отказов и определения оптимальных
сроков обслуживания. Следующий шаг – обучение и поддержка профессионализма
персонала, а также передача рутинных и опасных производственных задач роботизированным
системам, сегодня это частично уже возможно. Кроме того, нам нужно создавать
цифровые модели или цифровые двойники оборудования – это позволит
контролировать его состояние в реальном времени. И заключительный шаг –
интеграция данных о техобслуживании с системами ERP — Enterprise Resource
Planning, в частности с программами CMMS (Computerized Maintenance Management
System), для автоматического планирования и обеспечения полного контроля над
процессами техобслуживания, включая закупку запасных частей, управление
запасами и координацию работы персонала. – Ваш опыт лег в основу вашей
авторской методики систематизации инженерных услуг и технического обслуживания
для увеличения эффективности работы компаний. Каковы ее ключевые аспекты? –
Методика основана на таких столпах, как определение корня проблемы,
использование информационных диаграмм (dashboard) для оценки и управления
активами, разработка стратегии и технического планирования, а также
практическое применение. Эксплуатирующему персоналу моя методика позволяет
быстрее принимать оперативные и стратегические решения, а компаниям в целом –
систематизировать процессы, минимизировать риски, связанные с техническими
сбоями, повысить эффективность работы и получать коммерческую выгоду. – Сегодня
вы являетесь магистрантом совместной программы школы бизнеса им. Маршалла и
Инженерной школы Витерби Университета Южной Калифорнии. Что для вас самое ценное в процессе учебы? –  Университет Южной Калифорнии предоставляет
возможность пройти уникальную программу управления глобальными цепочками
поставок (Global Supply Chain Management), которая входит в Топ-5 обучающих
программ мира. Эта программа предоставляет широкие возможности в плане
карьерного роста, профессионального развития, расширения профессиональных
контактов, доступ к новейшим технологиям и многое другое. Согласитесь, доступ к
безграничной информации, новейшим технологиям, а также возможность достичь
резкого карьерного роста — хороший стимул для учебы. Энергетике нужны
профессионалы с самым передовым набором компетенций.

Вы пропустили