Законность оплаты 10% за обслуживание в кафе и ресторанах обсудили с бизнесом
На встрече министра торговли и интеграции Армана Шаккалиева с
представителями НПП «Атамекен»,
общественными объединениями в сфере розничной торговли и общественного
питания, а также бизнес-сообществом обсудили законность практики взимания 10% платы за
обслуживание посетителей в ресторанах и кафе и вопросы депозитной
системы, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на пресс-службу ведомства. По Гражданскому кодексу
предоставление меню в сфере общепита является публичной
офертой: информация о необходимости платы за
обслуживание должна быть указана в меню. Если такой информации нет, то
взимание платы будет считаться незаконным. Чтобы предотвратить неправомерное взимание платы за обслуживание
посетителей, были внесены изменения в правила внутренней торговли.
Теперь рестораны могут брать плату за обслуживание, только если это
указано в меню. Также запретили «депозитную
систему» — плату за вход в заведение. Однако плату можно брать за дополнительные услуги,
например за VIP-, караоке-кабинки.
Арман Шаккалиев вынес на обсуждение вопрос целесообразности уточнения правил об оплате за обслуживание,
особенно если 10% уже включены в цену блюда. Председатель Союза независимых рестораторов Радован
Симонович сказал, что рынок успешно регулирует необходимые процессы, но отметил
важность поддержки Минторговли в формировании четких правил
игры. «Мы понимаем, что регулирование со стороны государства
необходимо для создания равных условий для всех участников рынка.
Минторговли играет важную роль в обеспечении прозрачности и
защищенности как бизнеса, так и потребителей. Но наш рынок существует
уже более 30 лет и демонстрирует стабильный рост, о чем свидетельствует
ежегодное увеличение количества ресторанов и кафе. При этом предприниматели всегда указывают информацию о дополнительном 10%-м сборе
за обслуживание клиента», — сказал Радован Симонович. Председатель Саморегулируемой организации общественного
питания Вероника Нурпеисова отметила, что по правилам публичной оферты теперь
рестораны и кафе оповещают посетителей при входе в заведение о
необходимости уплаты сбора за обслуживание. «Мы указываем это в меню, и официант предупреждает гостя. Что
касается депозитов, то мы имеем право брать их в VIP-кабинках,
караоке-кабинках. Правила на рынке должны быть одинаковыми для всех:
либо мы берем 10%, либо не берем. Необходимо прописать единые правила
для всех игроков. Если заведение не включает 10% за обслуживание и не
указывает, что это публичная оферта, то оно действует некорректно», — считает Вероника Нурпеисова.
Она пояснила, «если предприниматели сами убирают 10%
за обслуживание и устанавливают стоимость, к примеру, стейка — 5500
тенге без обслуживания, а в соседнем заведении — 5000 тенге с
обслуживанием, то фактически цена остается одна и та же. Важно понимать в
данном случае, что требовать чаевые официант не может». Напомним, инициатором обсуждения правомерности взимания платы за
обслуживание в объектах общественного питания стала НПП.
Напомним, по итогам июля 2024 года услуги
общественного питания подорожали на 10% за год. В том числе цены на
услуги ресторанов, кафе и аналогичных заведений выросли на 8,7% (при
этом обед в ресторане подорожал на 11,8%, а кофе и чай в кофейне — на
6,6%), на услуги столовых — на 9,9%, на услуги организаций быстрого
обслуживания — на 12,9%. В региональном разрезе сильнее всего услуги общественного питания
подорожали в Алматы (на 15,9% за год), а также в Карагандинской (на
15,1%) и Западно-Казахстанской (на 13,7%) областях, а наименьший годовой
рост цен в секторе был зафиксирован в Актюбинской области (на 1,7%).