Как избежать потери денег в Казахстане: виды цифрового мошенничества
Уровень цифровой грамотности – это доля пользователей, владеющих навыками применения персонального компьютера, смартфона, планшета, ноутбука, стандартных программ, а также получения услуг и сервисов через сеть Интернет.
Для сравнения: в 2021 году показатель составлял 87,3%, в 2019 году – 82,1%, а в 2018 году и вовсе был равен лишь 79,6%. В целом в 17 из 20 регионов РК уровень цифровой грамотности превышает 85%, что является весьма положительным показателем. Но вместе с этим, растут и риски мошенничества.
Основные виды цифрового мошенничества
Злоумышленники используют множества способов мошенничества, но все они строятся на одних и тех же принципах. Как сообщают эксперты, самые распространенные методы это:
- Фишинг – злоумышленники отправляют поддельные электронные письма или сообщения, пытаясь выманить у пользователей личные данные, такие как пароли или номера банковских карт.
- Мошенничество с онлайн-покупками – пользователи сталкиваются с поддельными интернет-магазинами или несуществующими товарами.
- Мошенничество с помощью вредоносного ПО – распространение вирусов, троянов и других вредоносных программ с целью кражи данных, или других незаконных действий.
- Инвестиционные и финансовые схемы – мошенничество связано с предложениями об инвестировании в фальшивые компании или сверхвыгодные проекты, которые на самом деле являются типичными финансовыми пирамидами.
Мошенничество с ЭЦП
Отдельно следует рассмотреть мошенничество с электронной цифровой подписью (ЭЦП), которая сегодня используется повсеместно, в том числе для получения практически всех финансовых услуг.
Пользуясь тем, что некоторые граждане не могут самостоятельно получить ЭЦП, киберпреступники предлагают оформить подпись за небольшую сумму. Однако после этого злоумышленники сохраняют у себя ЭЦП и пароль, что позволяет совершать сделки с недвижимостью и имуществом.
Другой способ получить доступ к ЭЦП – звонки от якобы правоохранительных органов. Под различными предлогами мошенники требуют ЭЦП и пароль. А уже используя эти данные, мошенники отправляют заявки на получение кредита в банки и МФО.
Как защитить свои данные
Единственный способ избежать обмана мошенников – тщательно следить за сохранностью персональной информации. Для этого важно:
- Никогда не передавать личные данные (пароли, номера карт, PIN-коды) по электронной почте или через SMS, а также во время телефонных звонков;
- Использовать сложные пароли и регулярно их менять;
- Включить двухфакторную аутентификацию для всех важных учетных записей.
По мере развития технологий цифровое пространство становится все менее безопасным, следование перечисленным рекомендациям позволит каждому казахстанцу самостоятельно защитить себя от мошенничества, потери средств и больших финансовых проблем.
Помните, что если вы самостоятельно передали данные мошенникам и на вас были оформлены кредиты, то вам не смогут помочь, и в некоторых случаях вам не удастся доказать факт мошенничества. Все обязательства по мошенническим кредитам и сделкам лягут на ваши плечи.