Как уберечь пожилых людей от фишинга и вишинга

В современном цифровом мире мошенники всё активнее используют различные схемы для хищения конфиденциальной информации и финансов. Одними из распространённых методов являются фишинг и вишинг.

Фишинг

Фишинг – это вид интернет-мошенничества, когда злоумышленники «выуживают» конфиденциальные данные пользователей. Для этого мошенники используют фишинговые сайты, e-mail рассылки, всплывающие окна, таргетированную рекламу. Пользователи, переходя по ссылкам, открывают вредоносные вложения, тем временем злоумышленники выманивают у них личные платежные данные.

Вишинг

Мошенники активно применяют сервисы подмены телефонных номеров, поэтому они могут легко подделать даже 4-хзначный номер колл-центра любого банка. Рассмотрим разные ситуации, в которые могут попасть пожилые люди.

«Безопасный» счет

Злоумышленники могут позвонить к пенсионерам и, представляясь работниками банка, сообщить, что с их карточки кто-то пытается вывести деньги. Они могут предложить перевести средства на безопасный счет, либо использовать мобильный банкинг. При этом мошенники торопят и оказывают психологическое давление.

Что делать?

  • Объясните пожилым родственникам, что важно прервать разговор и сообщить о звонке близким либо позвонить в банк.
  • Не выполняйте инструкции звонящих, не устанавливайте сомнительные приложения и не сообщайте персональные данные.

Оформление подставного кредита

Если звонят якобы с банка и уточняют, подавал ли клиент заявку на кредит, это может быть попытка взять кредит от имени другого человека. Мошенники могут прислать ссылку на приложение и попросить назвать код подтверждения.

Что делать?

  • Позвоните в банк, в котором якобы оформлен кредит, и напишите официальное заявление.
  • Передайте номер, с которого звонили мошенники, в службу безопасности банка и напишите заявление в правоохранительные органы.

«Фейковый» перевод

Мошенники могут сообщить о зачислении денег на карту и попросить сделать обратный перевод, выдав это за ошибочный перевод. Они могут пытаться отвлечь внимание и вызвать жалость.

Что делать?

  • Если поступила сумма денег от неизвестных, не переводите её обратно. Обратитесь в банк для решения ситуации.

Звонки якобы от правоохранительных органов

Мошенники могут представиться служителями закона и сообщить о неприятностях с близким человеком, требуя деньги для разрешения ситуации.

Что делать?

  • Задавайте вопросы о месте нахождения подозреваемого и сути преступления. Позвоните в горячую линию МВД РК и в районное отделение полиции.
  • Не верьте незнакомцам, даже если они представляются сотрудниками банка или правоохранительных органов.
  • Банковские сотрудники не будут звонить первыми для запроса персональных данных.
  • Проверяйте ФИО и должность звонящего, перепроверяйте информацию самостоятельно.
  • Если звонит близкий человек с незнакомого номера, перезвоните ему по номеру из записной книжки.
  • Не сообщайте персональные данные, реквизиты банковской карты и не переходите по подозрительным ссылкам.

Фишинг и вишинг остаются основными инструментами злоумышленников в цифровом мире. Чтобы не стать жертвой мошенничества, необходимо проявлять осторожность, не доверять незнакомым звонкам, подозрительным ссылкам и не передавать персональные данные. Особое внимание стоит уделить пожилым родственникам, которых мошенники могут легко ввести в заблуждение. Объясните им основные меры предосторожности и призовите быть внимательными при общении с неизвестными лицами, представляющимися сотрудниками банков или других организаций.

Вы пропустили