В Казахстане появится омбудсман по защите прав потребителей
В Казахстане вскоре появится омбудсман по защите прав потребителей. Соответствующий законопроект «О защите прав потребителей» (ЗПП) в новой редакции и сопутствующие поправки были одобрены мажилисом в первом чтении. Документ представил министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев, отметив, что в прошлые годы правоприменительная практика выявила недостатки в текущем законодательстве. Основные проблемы включают сложный четырехэтапный порядок рассмотрения жалоб, ограниченную сферу действия закона, неэффективность общественных объединений потребителей, недостаточную автоматизацию системы e-tutynushy и слабые меры административного воздействия.
Число жалоб растет на протяжении последних лет: в 2021 году было зарегистрировано 25 тыс. обращений, в 2022 году — 30 тыс., а в 2023 году — 51 тыс. В других государственных органах число обращений тоже увеличилось: с 45 тыс. в 2021 году до более чем 74 тыс. в 2023 году. Особо резко увеличилось число жалоб в сфере электронной торговли, достигнув 7732 в 2023 году, что составляет более 15% от общего числа жалоб прошлого года и представляет рост на 290% по сравнению с 2022 годом.
Министр сообщил, что разработчики законопроекта изучили опыт других стран, включая СНГ, Германию, Польшу и Турцию. В результате предлагается упростить порядок разрешения потребительских споров до двух этапов. Потребители смогут напрямую обращаться в суд или к медиатору/арбитражу. Также, законопроект расширяет действие ЗПП на все сферы услуг, кроме финансовых, вводит ответственность предпринимателей в виде штрафов, усилит защиту прав в онлайн-торговле и уточняет условия возврата товаров.
Эти меры направлены на снижение барьеров для судебной защиты прав потребителей и на активное стимулирование предпринимателей к досудебному решению споров. Важно также упомянуть, что из списка невозвратных товаров исключены медицинские изделия и абонентские устройства сотовой связи, а также изменены условия по возврату авиабилетов и туристских услуг.
Вводимый институт омбудсмана по защите прав потребителей будет стратегическим партнером государственных органов, помогая выявлять системные проблемы и представляя интересы потребителей. Новый законопроект также включает право омбудсмана и общественных объединений по ЗПП предъявлять коллективные иски в суды на основе примера стран ЕАЭС.