В 2025 году из Нацфонда на трансферты хотят забрать 5,2 трлн тенге
Правительство Казахстана планирует значительно увеличить размер трансфертов из Национального фонда в бюджет страны в 2025 году. Согласно проекту закона «О республиканском бюджете на 2025–2027 годы», сумма целевого трансферта возрастет с текущих 1,6 трлн тенге до 3,2 трлн тенге. Документ опубликован на портале «Открытые НПА» и будет обсуждаться до 31 августа 2024 года.
В 2025 году гарантированный трансферт из Нацфонда составит 2 трлн тенге, тогда как в текущем году он составляет такую же сумму, но целевой трансферт, выделяемый на приоритетные проекты, увеличится с 1,6 трлн до 3,2 трлн тенге. В 2024 году средства направлялись на социально значимые проекты, такие как модернизация инфраструктуры и строительство социальных объектов.
Экономист Галымжан Айтказин предупреждает о возможном бюджетном кризисе, который может вынудить правительство увеличить трансферты из Нацфонда. С учетом текущих налоговых поступлений и бюджетного дефицита, это может стать вынужденной мерой, так как увеличение госдолга является проблематичным.
Заместитель премьер-министра – министр национальной экономики Нурлан Байбазаров заявлял, что одним из целевых ориентиров является увеличение валютных активов Нацфонда до 100 млрд долларов к 2030 году. При этом с 2024 по 2027 годы гарантированный трансферт составит 2 трлн тенге ежегодно, а целевой трансферт в 1,6 трлн тенге будет выделяться только в 2024 и 2025 годах.
В июле 2024 года была проведена внебиржевая сделка между Национальным банком и ФНБ «Самрук-Казына» по покупке акций «Казатомпрома» в Национальный фонд, что снизило долю «Самрук-Казыны» до 62,9%. Эти акции приобретались для финансирования республиканского бюджета. Ранее, осенью 2023 года, Нацбанк начал выкупать акции «КазМунайГаза» с той же целью, приобретя акции на сумму 1,3 трлн тенге.
Таким образом, в условиях экономического давления, правительство Казахстана предпринимает шаги по использованию средств Нацфонда для стабилизации бюджета и финансирования ключевых проектов, даже если это требует значительных изменений в структуре трансфертов и активов.